ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД

Муниципального образовательного бюджетного учреждения Великосельский детский дом

за 2013  год

 

 

Адрес: Российская Федерация, 152250 Ярославская область  , Гаврилов-Ямский район, с. Великое, ул. Ярославская ,  д.14.

Телефон: 8(48534) 38-3-29, 38-4-60

E-mail: zavodovam@yandex.ru

 

Общая информация о детском доме

 

Великосельский детский дом  зарегистрирован  как муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Зарегистрировано администрацией Гаврилов-Ямского муниципального округа Ярославской области 08.июня 1994 г).  Детский дом имеет  лицензию на право осуществления медицинской деятельности, выданную Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития № ФС -76-01-000509-12 от 10.05.2012г.

Имеет Устав, утверждённый Постановлением Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района от 05.09.2011 №1254, принятый Общим собранием трудового коллектива МОБУ Великосельский детский дом , решение от 19.08.2011 №1.

Великосельский  детский дом функционирует с мая 1942 года.

 

 

 Детский дом расположен в центре  старинного села,  рядом расположены Великосельская средняя школа, детский сад, сельский клуб, сельская библиотека.

Детский дом рассчитан на 40 мест, в данный момент 4 семьи-группы по 8-10 человек. В 2013  году функционировало 4 семьи, с максимальным количеством детей – 41  . С декабря месяца – 4 семьи и 36 воспитанников: 3 детей возвращены в родительскую семью.

Режим работы: круглосуточный. В детский дом принимаются дети в возрасте от 3 до 18 лет:

- дети-сироты;

- дети, отобранные у родителей по решению суда;

- дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находящиеся на длительном лечении;

- дети, местонахождение родителей которых не установлено.

Социальный статус воспитанников (по состоянию на 2013г.):

- 2 ребенка не имеют статуса-

- 5 детей – сироты

-  29 детей – оставшиеся без попечения родителей.

За последние 5 лет детский дом выпустил 36 человек, продолживших учебу в проф.образовании,  передал в семьи граждан – 11 ребёнка, отдал на усыновление – 6 детей, возвратил  родителям – 12 детей.

С целью усиления общественного управления детским домом, в учреждении создан Попечительский совет. Положение о Попечительском совете утверждено Педагогическим советом учреждения.

МОБУ Великосельский  детский дом является активным участником различных конкурсов и  фестивалей. Так, в 2013 году  наш детский дом получил благодарность «За возрождение Великосельской Ярмарки», за участие в сельском  конкурсе  «Красивая клумба»    отмечен  сертификатом.

По итогам 2013 года среди наших воспитанников лауреаты областной выстави «Умелые руки», выставки детского творчества к 10-летнему Юбилею Управления ФСКН по Ярославской области; конкурса детского творчества «Зимняя сказка», «Безопасное электричество», «Пожарная безопасность»; наша футбольная команда стала победителем соревнования по мини-футболу на кубок Бещева; получено 12 наград по итогам конкурса «Космос глазами детей».

 

 

Особенности воспитательного процесса

 

Содержание и воспитание детей в детском доме осуществляется на основе полного государственного обеспечения.

Детский дом осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

·        Социальная адаптация и подготовка воспитанников к семейной жизни;

·        Освоение воспитанниками определенной системы знаний, норм, ценностей, обеспечивающих интеграцию личности в современном обществе;

·        Охрана прав и интересов воспитанников;

·        Проведение систематической коррекционной работы по реализации личностного потенциала каждого воспитанника.

Организация воспитания в детском доме строится с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников в соответствии с  программой воспитательной работы детского дома «Содержание и воспитание детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей»» .

Обогащение содержания воспитательного процесса осуществляется за счет локальных воспитательных программ:

·        «Шаг за шагом»- адаптированная программа, направленная на подготовку выпускников детского дома к самостоятельной жизни;

·        «Здоровье»;

 

·        «Я-Гражданин»;

·        инновационный проект «Школа воспитания будущего семьянина»

·        «Игровой калейдоскоп»;

·        «Встреча с самим собой»;

·        «Швейная мастерская»;

  • «Столярная мастерская»
  • «Музыкальная шкатулка»
  • «Рука помощи»

В 2013  году методическое объединение педагогов работало над проблемой – социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Была поставлена цель «Подготовить воспитанников к самостоятельной жизнедеятельности».

Задачи:

Личностные:

- формирование у воспитанников положительных жизненных и профессиональных планов;

- формирование социально-бытовых умений и навыков, необходимых в жизненном самоопределении;

- развитие познавательного интереса, творческих способностей ребенка.

Управленческие:

- повышение профессиональной компетенции педагогов в соответствии с программой  «Рука помощи»;

- внедрение в организацию воспитательной работы детского дома локальных воспитательных программ;

- организация психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие каждого ребенка в соответствии с возможностями и интересами;

- разработка принципов и форм организации детского самоуправления, как пространства, в котором должны формироваться социальные компетентности воспитанников.

В соответствии с поставленными целями и задачами методическая работа осуществлялась по следующим направлениям деятельности:

- работа методического объединения;

- подбор и расстановка кадров;

-повышение квалификации, педагогического мастерства и аттестации кадров;

- обеспечение методической работы.

В учреждении создан и функционирует методический совет, его работа направлена на методическую помощь педагогам при составлении локальных программ, портфолио воспитателей, подбор материала и систематизация методических продуктов.

Важнейшими аспектами научно-методической деятельности педагогического коллектива стало проведение в 2013  году серии открытых занятий по направлениям деятельности детского дома, проведение аттестации 3 педагогов на 1 и высшую квалификационную категорию.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса является важным условием эффективного функционирования воспитательной системы детского дома. Педагогом-психологом в течение года проводилась психологическая диагностика различного профиля и предназначения, оказывалась помощь воспитанникам, педагогическому коллективу в решении конкретных проблем, составлены психолого-педагогические заключения, проведены семинары, консультации.

В детском доме проводятся мероприятия по оздоровлению детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Используемая в детском доме система здоровьесберегающих мер обеспечивает позитивную динамику состояния здоровья и развития детей. Медицинской службой детского дома разработана программа «Здоровье» на 2012-2016гг.

Уровень здоровья и физического развития воспитанников

за 2013 год

·        Распределение по группам здоровья:

Первая -5%

Вторая – 52,5%

Третья – 42,5.

  • Распределение по физическим группам:

               Основная – 50%

                 Подготовительная – 40%

                 Специальная – 10%.

Социальную защиту детей осуществляет социальный педагог. Социально-педагогическая работа, проводимая в детском доме, направлена на обеспечение социально-педагогической поддержки воспитанников, защиты их законных прав и интересов, решение личностных проблем на протяжении различных этапов их социализации. Социальный педагог принимает участие в судебных процессах, осуществляет контроль за поступлением пенсии и алиментов на лицевые счета воспитанников. В 2013 учебном году на льготную очередь на получение внеочередного жилья были поставлены 5 детей,  4 воспитанников получили паспорта.

 проводится работа по устройству детей в приемные семьи, по возвращению в родительские семьи В 2013 году в приёмные семьи переданы 2 воспитанника, возвращены родителям -4. Хорошие результаты дает такая форма устройства ребенка в семью, как гостевая семья.

 

Условия осуществления образовательного процесса

 

 В детском доме созданы необходимые условия для жизни и быта детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В группах-семьях имеются спальные места, оборудованы гостиные,  отведено место для приёма пищи и занятий. Все комнаты оборудованы необходимой мебелью, бытовой техникой.

С детьми работают специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, инструктора по труду,  медицинскую помощь детям оказывают врач-педиатр 3 медицинские сестры.

 Педагоги детского дома проводят кружки для воспитанников, в которых занимаются по интересам и способностям («Вязание», «Бисероплетение», «Шкатулка рукодельницы»). В детском доме функционирует столярная мастерская. Воспитанники активно посещают школьные кружки и спортивные секции.

Организация образовательного процесса регламентируется воспитательным планом, учебный процесс  оснащен достаточным количеством учебной литературы.

 

 

Организация питания

 

В детском доме организовано сбалансированное рациональное 5-ти разовое питание детей, строго соблюдаются технология приготовления блюд в соответствии с меню, выполняются нормы по калорийности. Стабильно работают 2 повара, хорошие специалисты, которые готовят вкусно и качественно.  Питание детей организовано в соответствии с «Примерным 10-дневным меню». Организация рационального питания детей ведется в строгом соответствии с режимом дня. Ассортимент основных продуктов питания постоянно обновляется. Такие продукты как,   хлеб, крупы, молоко, мясо, сливочное и растительное масло, сахар, овощи, фрукты,  кондитерские изделия,    включаются в меню ежедневно, а остальные продукты (творог, сыр, яйцо) -  2-3 раза в неделю. Таким образом, в течение декады каждый ребенок получает количество продуктов на 100 % от объема расчета установленных норм. В целях профилактики гиповитаминозов проводится искусственная витаминизация холодных напитков (компот и др.) аскорбиновой кислотой.

Контроль по данному вопросу проводят директор и диетсестра.

 

Обеспечение безопасности детского дома

 

 В детском доме созданы все условия для безопасного пребывания воспитанников и сотрудников.

Установлена система пожарной сигнализации. На каждом этаже имеются схемы эвакуации из здания. В достаточном количестве и доступном месте огнетушители. На каждом рабочем месте имеются инструкции по охране труда и действию персонала в случае чрезвычайных ситуаций; и СИЗ. Регулярно проводятся тренировки с персоналом и воспитанниками по действиям в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Также в учреждении установлена система видеонаблюдения, охватывающая всю  территорию детского дома, установлены тревожные кнопки, сигнал от пожарной сигнализации выведен в пожарную часть.

В ночное время здание детского дома охраняется сторожем. Ограждение и освещение по периметру детского дома поддерживается в исправном состоянии.

 

Кадровый потенциал

 

В детском доме общее количество работников 44, из них 16 педагогов. Из них имеют высшее образование – 9 человек, средне специальное – 5 человек, 2 педагог обучается заочно.

Высшую квалификационную категорию имеют 3 педагога, первую квалификационную категорию имеют 2 педагога, соответствуют занимаемой должности – 11 педагогов.

 По стажу педагогической  деятельности:

-от 5 до 10 – 3 человека

-от 10-15 – 6 человек

-от 20 и более – 7 человек.

В 2013  году прошли курсы повышения квалификации в «ИРО» 16 педагогов  (по теме «ФГОС  социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей»)

 

Социальное партнерство

 

 Детский дом взаимодействует и сотрудничает с различными социальными институтами:

·      МОУ «Великосельская СОШ»

·        ДДТ

·        ДК с. Великое

 

·        Управление ГИБДД по Ярославской области

·       Управление ФСКН по Ярославской области

     

·        ООО «Апрель»

 

 

 

Проблемы и выводы

 

           Анализируя работу по выполнению программных задач нужно отметить, что наряду с успехами осталось немало нерешённых проблем.      Психологическая диагностика, педагогические наблюдения позволяют на сегодняшний день представить в обобщённом виде некоторые физические, психологические и личностные характеристики воспитанников: неустойчивая учебная мотивация, повышенная чувствительность к отношению окружающих, нестабильность эмоциональных и поведенческих реакций, ослабленное физическое здоровье, отсутствие или неустойчивость мотивации к здоровому образу жизни, наличие у многих воспитанников черт и качеств личности, не соответствующих требованиям современного общества.

            Таким образом, выше описанные особенности развития воспитанников детского дома можно и необходимо корректировать, используя индивидуальный подход и новые методики социально-бытовой ориентации. Поэтому актуальным, на наш взгляд, является внедрение инновационных технологий, направленных на всестороннее развитие социально активной личности и индивидуально-ориентированное воспитание в условиях детского дома. Мотивация педагогов к саморазвитию, повышению профессионального уровня и самореализации.

            Следует отметить, что в целом с поставленными задачами коллектив детского дома справился. Высокая работоспособность, взаимоуважение между педагогами, внимательное отношение к детям, учет их индивидуальных и возрастных возможностей и способностей, творчество и постоянная работа по самосовершенствованию – вот показатели, по которым можно определить работу педагогов нашего детского дома.